Мир Ощущений

Дисфункция сенсорной интеграции:
Что следует знать!

Дисфункция сенсорной интеграции"Что-то не так…. Он не такой как другие.… Почему он так делает… Я в недоумении.… Как мне понять и помочь моему ребенку…. Почему все говорят, что это моя ошибка и почему я позволяю ему манипулировать собой… Я устал!.."

Как часто мы слышим от родителей подобные слова. Для того чтобы в этом разобраться, необходимо понимать основы сенсорной интеграции или сенсорной обработки.

Сенсорная интеграция – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни. Сенсорная обработка – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.

Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:

  • Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
  • Мозг организует и обрабатывает ее
  • Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашему окружению, чтобы достичь "все больше комплексных, направленных действий"

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:

  • Социального взаимодействия
  • Развития моторных навыков
  • Умения концентрироваться, чтобы учиться

Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы становятся невозможными.
Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.
Имейте ввиду, что обработка сенсорной информации это непрерывный процесс, который никогда останавливается. Следует понимать, что каждый из нас испытывает трудности в обработке определенных сенсорных стимулов (определенное прикосновение, запах, вкус, звук, движение и т.д.) и у нас также есть сенсорные предпочтения.
Если процесс сенсорной обработки прерывается, то это и является дисфункцией сенсорной интеграции.

Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам. (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).

Какие у нас есть чувства

  • Тактильный контакт: чувственная информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения, и даже от волосков на коже.
  • Вестибулярные ощущения: чувство движения; информация, полученная от внутреннего уха о состоянии равновесия, гравитационных изменениях, движении и положения тела в пространстве.
  • Проприоцепция: чувство "позиции", информация, получения от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции.
  • Слух: информация от звукового окружения; способность правильно воспринимать, дискриминировать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию.
  • Оральные ощущения: способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на ощущения, полученные через рот.
  • Осязание: способность правильно воспринимать, обрабатывать, различать и отвечать на ощущения, полученные через нос.
  • Зрение: способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим.

Надо внимательно относиться к нашим ощущениям, чтобы понять какое из них может быть затронуто. Это должен быть внимательный эксперт, (особенно, если речь идет о ребенке) который тщательно исследует частоту, продолжительность и интенсивность симптомов, относящихся к дисфункции сенсорной интеграции.
Как уже говорилось раньше, у всех у нас есть чувственные предпочтения, и вероятно имеем среднюю степень какой-либо сенсорной дисфункции. Тем не менее, именно частота, интенсивность, продолжительность и функциональное влияние симптомов определяет дисфункцию.
И если Вам приходилось видеть ребенка с нарушением сенсорной интеграции, то в первую очередь Вы заметили поведенческие проявления, которые подтверждают диагноз, придавая ему правдоподобность и возможное объяснение.

Постановка диагноза Дисфункция Сенсорной обработки/ Нарушение сенсорной обработки – конечно, не самый легкий диагноз для специалиста без соответствующего опыта.
Даже опытные педиатры, психиатры, психологи и другие специалисты не имеют специальной подготовки для диагностики подобных симптомов. Поэтому они ошибочно могут отмести жалобы родителей, дать им неправильный совет или поставить неправильный диагноз. Это в свою очередь может привести к назначению бесполезных медикаментов или лечению (или недостаточному лечению), что в результате не даст желаемых результатов.

Три основных вещи, которые следует знать:
Первое, Нарушение сенсорной обработки – это неврологическое расстройство, а не избалованный ребенок, результат плохого воспитания родителей, не ребенок с Дефицитом Внимания или СДВГ, и не психическое расстройство!
Второе, речь идет о специфической реакции на входящий сенсорный стимул. Дело в том, как этот стимул принят, организован и используется для интерпретации окружающей среды, чтобы подготовить ответную реакцию организма для движения, обучения, регуляции уровня энергии и эмоций, взаимодействия и правильного развития.
Третье, если у ребенка будут выявлены симптомы дисфункции сенсорной интеграции, необходимо как можно раньше начать работу со специалистом.