+7 (495) 665-85-76 +7 (915) 110-39-03 info@tomatis-moscow.ru

Мир Ощущений

Услуги

 

 

Как понять, что у вашего ребенка проблемы с тактильными ощущениями

"Тактильная система, или ощущение прикосновений, играет основную роль, определяя физическое, ментальное и эмоциональное поведение человека. Каждый из нас, начиная с самого младенчества, нуждается в постоянной тактильной стимуляции для ориентации и действий.

Мы получаем тактильную информацию через клетки, называемые рецепторами. Они расположены на нашей коже от головы до пят. Ощущение прикосновения – легкого прикосновения, сильного нажатия, натяжения кожи, вибрации, движения, температуры и боли активизирует тактильные рецепторы. Это внешние ощущения, поступающие от раздражителей вне нашего тела.

Мы всегда или прикасаемся сами, или чувствуем прикосновения других людей, ощущаем мебель, одежду, ложку во время еды. Даже если мы полностью обнажены, наши ноги чувствуют землю, а наша кожа чувствует воздух.

По мнению доктора Айрес, "прикосновение – это одно из ощущений, которое непосредственно вовлечено в постоянный процесс содействия восприятию других видов ощущений. Прикосновение было одним из преобладающих ощущений в процессе эволюции, оно преобладает при рождении, и возможно, продолжает быть более важным, чем это принято считать, для деятельности человека в процессе жизни".

Эта огромная система ощущений соединяет нас с миром и связывает с остальными, зарождаясь, когда мы в первый раз, кожа к коже, прильнем к материнской груди. Она дает нам важную информацию для осознания тела, планирования моторики, визуального различения, языковых навыков, академического обучения, эмоциональной безопасности и социальных навыков.

Характеристики тактильной дисфункции

Приведенный ниже перечень поможет вам выяснить, страдает ли Ваш ребенок тактильной дисфункцией. Когда вы проверите распознаваемые признаки этой дисфункции, Вы увидите те модели поведения, которые объясняют разбалансированное поведение Вашего ребенка.

Не все признаки дисфункции можно будет применить к Вашему ребенку, но большая часть отмеченных Вами групп признаков, предполагает ,что нарушения процесса обработки сенсорной информации влияют на Вашего ребенка.

Ребенок, избегающий сенсорного восприятия, обладающий сверхчувствительностью (тактильной защитой), сталкивается с проблемами при пассивном прикосновении (т.е. когда дотрагиваются до него). Он может:

  • Негативно и эмоционально реагировать на самое легкое прикосновение, демонстрируя при этом тревогу, враждебность или агрессию. Он может избегать легкого прикосновения, растирая и почесывая то место на своем теле, до которого дотронулись. В младенчестве он может отвергать попытки его обнять при желании успокоить или приласкать.
  • Негативно и эмоционально реагировать на саму вероятность легкого прикосновения. Он может казаться раздраженным или испуганным, когда окружающие приближаются слишком близко, например, когда выстраиваются друг за другом.
  • Негативно и эмоционально реагировать на приближение к нему сверху или когда прикосновение существует вне поля его зрения, например, если чья-то нога задевает его под одеялом или под столом.
  • Проявлять реакцию "сражаться или убегать", если прикасаются к его лицу, например, во время умывания.
  • Негативно реагировать, если волосы на его голове, руках или теле гладятся в противоположном росту направлении. Когда сильный ветер или даже легкий ветерок поднимает его волосы, он сам буквально "взъерошивается".
  • Проявлять реакцию "сражаться или убегать" на перемещение его волос, например во время расчесывания, или от прикосновения к голове шампуня, ножниц во время стрижки или поглаживания.
  • Расстраиваться, если на улице дождь, ветер или мошкара.
  • Быть чересчур обидчивым.
  • Быть слишком чувствительным по отношению к физической боли, создающей "большую проблему" из незначительной царапины или занозы. Такой ребенок может помнить и говорить об этом происшествии еще долгое время. Он может быть ипохондриком.
  • Одинаково реагировать на разные тактильные ощущения. Капля, упавшая на него может производить эффект подобно колючему шипу.
  • Усиленно сопротивляться тому, чтобы до него дотрагивался парикмахер, стоматолог, медсестра или педиатр.
  • Демонстрировать в своем поведении упрямство, твердость, непоколебимость, силу воли, вербально или физически отталкивать от себя окружающих или, наоборот, капризничать без видимой причины, всего-навсего проявляя подобным образом реакцию на тактильные раздражители.
  • Противостоять дружелюбному или нежному похлопыванию или поглаживанию, особенно со стороны незнакомых людей. Ребенок может отказываться от контакта со всеми людьми за исключением его матери (или того, кто с самого рождения заботится о нем).
  • Быть невнимательным, беспокойным и с легкостью отвлекаться в тот момент, когда от него ожидают сосредоточение и сдержанность.
  • Предпочитать объятия поцелуям. Он может стремиться к крепким сильным объятиям и при этом будет пытаться стереть раздражающий легкий поцелуй.
  • Отказываться от того, чтобы стричь ногти.
  • Не любить сюрпризы.

 

Ребенок, избегающий сенсорных ощущений, обладающий сверхчувствительностью, также сталкивается с проблемами в области активного прикосновения. Он может:

  • Отказываться чистить зубы.
  • Быть разборчивым в еде, предпочитая определенную консистенцию пищи, например, хрустящую или тертую пищу. Ребенку может не нравится еда с кусочками, например томатный соус с овощами или овощной суп, так же как и твердая пища, например ри или сахарная глазурь.
  • Отказываться есть горячую или холодную пищу.
  • Избегать поцелуев.
  • Отказываться от купания в ванной или настаивать на том, что вода в ванной слишком горячая или холодная.
  • Прятать и защищать свои руки от прикосновения.
  • Быть чрезвычайно брезгливым, торопясь скорее вымыть слегка запачкавшиеся руки.
  • Избегать ходить по воде или песку, шлепать по воде.
  • Ходить на цыпочках, чтобы минимизировать контакт с поверхностью земли.
  • Возражать против одежды, например против новой тугой одежды, грубой текстуры ткани, воротников у рубашек, наколенников, ремней, обтягивающих резинок, шапок и шарфов.
  • Возражать против обуви, особенно против носков. Он может отказываться носить носки. Он может жаловаться на шнурки. Он может настаивать на том, чтобы носить сандалии в холодную, дождливую и ветреную погоду, или теплые ботинки в жаркие летние дни.
  • Предпочитать одежду с короткими рукавами, шорты, и отказываться носить шапки и перчатки даже зимой, во избежание ощущения того, что одежда натирает его кожу.
  • Предпочитать одежду с длинными рукавами и штанинами, настаивать на том, чтобы носить шапку и перчатки даже летом, чтобы закрывать кожу.
  • Избегать прикосновения к определенным структурам или поверхностям, например, к тканям, одеялам, коврам или чучелам животных.
  • Нуждаться в периодическом прикосновении к определенным поверхностям и текстурам, которые обладают успокаивающим действием, например, к любимому одеялу.
  • Отказываться от рисования, науки, музыки и физической активности для того, чтобы тактильных ощущений.
  • Избегать игр, во время которых можно запачкаться, например игры в песочнице, рисование пальцами, когда основой служат тесто, клей, грязь, глина. При мысли об этом он может даже расплакаться.
  • Стоять неподвижно или двигаться в обратном порядке, принимая участие в ряде игр, таких как полоса препятствий или других подвижных играх, без остановки наблюдая за остальными.
  • Грубо обращаться с домашними животными или вовсе избегать их.
  • Вооружаться палочкой, игрушкой, веревкой или любым другим предметом.
  • Объяснять вербально, используя общеизвестные понятия, причину, по которой он избегает тактильных ощущений: "Мама сказала мне, чтобы я не пачкал руки!" или "У меня аллергия на картофельное пюре".
  • Избегать общения в группе и настаивать на том, чтобы играть дома у других детей.
  • Иметь трудности в формировании теплых взаимоотношений с окружающими. Испытывая сложности при взаимодействии с социумом, он одинок и имеет только несколько близких друзей.

 

Ребенок, равнодушный к сенсорным ощущениям, обладающий недостаточной чувствительностью, может демонстрировать атипичную реакцию на пассивное или активное прикосновение. Ребенок может:

  • Не замечать прикосновения до тех пор, пока оно не станет очень интенсивным.
  • Не обращать внимания на то, что его лицо запачкано, особенно пространство вокруг губ или носа: он может не замечать крошек на лице или сопливого носа.
  • Не замечать спутанных волос, а также не замечать грязь и песок в волосах.
  • Не замечать небрежности в одежде или того, что его манжеты или носки мокрые.
  • Не замечать жары холода или изменения температуры в помещении или на улице.
  • Ребенок может оставаться в теплой одежде, даже если он уже вспотел, и наоборот, не надевать ее в тот момент, когда начинает дрожать от холода.
  • Реагировать вяло или не реагировать вообще на боль, возникающую от царапин, синяков, порезов, ударов, он может не заметить сломанного пальца или сломанной ключицы.
  • Ходить босиком по острому гравию, горячему песку, удариться пальцем и не жаловаться на неудобства.
  • Не реагировать на пряную, острую, кислую или обжигающую пищу или, напротив, постоянно требовать такой пищи.
  • Не придавать значения погодным условиям (ветру, дождю) или комарам.
  • Не понимать, что он что-то уронил.
  • Не двигаться, когда его пугают или толкают.
  • Испытывать недостаток внутреннего стимула к тому, чтобы трогать, вертеть в руках и рассматривать игрушки и вещи, которые так нравятся остальным детям.
  • Нуждается в интенсивной тактильной стимуляции для того, чтобы быть вовлеченным в окружающий мир, потому что сам он не стремится к этому активно.
  • Ударять других детей и животных во время игры, по всей видимости, без угрызений совести, но в действительности не понимая, что причиняет боль окружающим.

 

Ребенок, ищущий сенсорных ощущений, нуждается в дополнительном тактильном стимуле как в пассивном, так и в активном. Он может:

  • Нуждаться в том, чтобы его пощекотали или погладили по спине.
  • Наслаждаться вибрацией или движением, которое обеспечивает обратную связь.
  • Нуждаться в том, чтобы прикасаться ко всему или дотрагиваться до всего, например толкать и касаться окружающих или пробегаться ручками по мебели и стенам. Ребенок, как ему кажется, "должен потрогать" даже то, что как знают другие дети, трогать запрещено.
  • Тереться об определенные типы покрытия руками и ногами до искр.
  • Неумеренно тереть или даже кусать свою собственную кожу.
  • Постоянно накручивать волосы на пальцы.
  • Часто снимать носки и ботинки.
  • Прикасаться и ходить босиком по тем поверхностям, которые другим людям доставляют неудобства или даже причиняют боль.
  • Искать возможность повозиться в грязи, причем как можно дольше.
  • Требовать чересчур низкой или слишком высокой температуры воздуха в комнате или воды в ванной.
  • Хорошо переносить слишком жаркое лето или слишком холодную зиму.
  • "Погружаться" в еду, набивать рот едой.
  • Предпочитать кипящую, ледяную, черезчур острую или исключительно сладкую пищу.
  • Исследовать незнакомые объекты при помощи рта, даже после двух лет. (Рот обеспечивает более интенсивную информацию, чем руки).
  • Демонстрировать "прилипчивое" поведение, слишком приближаться к окружающим и прикасаться к ним, даже если прикосновение в данном случае не приветствуется.

 

Ребенок, у которого возникают трудности с тактильным различением, может:

  • Иметь плохую физическую осведомленность или совсем не знать, где находятся определенные части его тела и как они взаимодействуют друг с другом. Может показаться, что он находится "вне своих рук, ног" и других частей тела, как будто они являются незнакомым приложением к нему.
  • Не понимать, до какой части тела дотронулись, пока не посмотрит на это глазами.
  • Иметь трудности с тем, чтобы скоординировать движения своих рук и ног во время того, как он одевается.
  • Иметь трудности в том, чтобы определить, до какого предмета он дотрагивается, не смотря на него. В данном случае ребенку нужна дополнительная помощь органов зрения для того, чтобы найти предмет в кармане, коробке или на парте.
  • Не понимать разницы между похожими предметами, например между карандашом и фломастером.
  • Быть неряшливым, надевать обувь не на ту ногу, ходить со сползающими носками, развязанными шнурками, в не заправленной рубашке.
  • Избегать разнообразных тактильных ощущений, например собирать игрушки, камешки и предметы – то, что так часто привлекает других детей.
  • Иметь трудности в том, чтобы познавать физические свойства предметов, например их текстуру, форму, размер, температуру или плотность.
  • Бояться темноты.
  • Предпочитать стоять или сидеть для того, чтобы сохранять визуальный контроль над окружающим пространством.
  • Совершать глупые поступки в школьной среде, играя роль "шута горохового".
  • Иметь ограниченное воображение.
  • Иметь ограниченный словарный запас из-за недостатка опыта сенсорных ощущений.

 

Ребенок, имеющий диспраксию, может:

  • Испытывать трудности в том, чтобы представить, организовать и выполнить какое-либо действие, требующее согласованных движений. Например, ему трудно резать, клеить, раскрашивать, составлять из множества кусочков единое целое или смешивать ингредиенты, красить ногти и т.д. Новые занятия, так же как и привычные действия, могут быть трудными.
  • Иметь плохой контроль крупной моторики, когда он бегает, лазает или прыгает.
  • Иметь плохую координацию рук и глаз.
  • Нуждаться в визуальном сигнале к тому, чтобы выполнить определенное движение, которое остальные дети могут выполнить не глядя. Например, застегнуть молнию, кнопку, пуговицу или одежду без пуговиц.
  • Надевать перчатки и носки необычным способом.
  • Иметь плохой контроль мелкой моторики пальцев при выполнении точных движений, например, держать в руках и пользоваться столовыми приборами или школьными принадлежностями: мелками, ножницами, степлером, дыроколом.
  • "Сражаться" с чистописанием, рисованием, заполнением рабочих тетрадей и другими подобными заданиями.
  • Иметь плохой контроль мелкой моторики пальцев ног при ходьбе босиком или в шлепках.
  • Иметь плохой контроль мелкой моторики мышц рта во время всасывания, глотания, жевания или говорения.
  • Быть неаккуратным во время еды.
  • Иметь плохие навыки самообслуживания или того, чтобы начать что-то первым, нуждаясь в том, чтобы окружающие помогли ему.

Кэрол Сток Крановиц. Разбалансированный ребенок.

Яндекс.Метрика