Мир Ощущений

Метод «Томатис»

Метод «Томатис» >
Области применения >
Аутизм, нарушения развития

Аутизм (от греч. autos — сам) — отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя. Это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов. Различают ранний детский аутизм Каннера, аутическую психопатию Аспергера, органический аутизм и т.д. Это также расстройство сенсорной интеграции и коммуникации.

«Томатис» и Аутизм

Метод «Томатис» — не панацея для аутизма. Мы не можем произвести чудо, и не обещаем его. Тем не менее, слуховая терапия может значительно облегчить жизнь многих аутистов, ослабляя симптомы. Чаще всего «Томатис» используется наряду с другими терапиями.Стимулируя слуховую систему, а через нее и мозг, метод «Томатис» способен уменьшить аутичные симптомы. Каждый аутичный человек отличается от другого и может давать различные реакции на программу. В некоторых случаях мы можем наблюдать первые результаты в течение нескольких недель, как в случаях с другими это может происходить намного дольше. Также, прогресс никогда не идет по прямой линии. Случаются как удачные, так и неудачные дни. Но мы всегда движемся вперед, особенно когда Вы оцените результат через несколько месяцев.

В большинстве случаев «Томатис» демонстрирует улучшения в следующем:

  • Уменьшается гиперчувствительность к звукам:
    • они лучше переносят шум;
    • они начинают лучше взаимодействовать с тем, что происходит вокруг них, т.к. чувствуют себя менее уязвимыми от окружающих звуков;
    • и, как результат, уменьшаются гневные реакции и повторяющееся поведение;
    • они также начинают больше обращать внимание вокруг себя.
  • Уменьшается боязнь тактильного контакта:
    • у них уменьшается боязнь тактильного контакта, и у них возникает желание взаимодействовать с другими. Это их социализирует;
    • они также могут стать более любящими, нежными. Ребенок может подойти и сесть к Вам на колени, ожидая объятий.
  • Происходят изменения с речью:
    • у аутистов с отсутствием речи, изменяется рецептивная речь. Они могут начать вокализировать, издавать звуки или лепетать, экспериментируя с голосом;
    • у детей с более развитыми речевыми навыками, может улучшиться экспрессивная речь. Они начинают использовать более длинные предложения, и подбирают более подходящие слова для описания. Они могут использовать личные местоимения такие, как «Я» или «ТЫ» вместо обращения к себе в третьем лице. Лучшее владение языком ведет к желанию коммуницировать.
  • Происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды:
    • те, кто разборчив в еде, могут начать принимать разнообразную пищу, включая пищу разной структуры.
  • Изменяется представление о самом себе:
    • как только они начинают взаимодействовать со своим голосом, сразу улучшается собственное представление. Они осознают, что у них есть голос!
  • Улучшаются социальные навыки:
    • они начинают смотреть, чтобы контактировать и лучше отвечать другим;
    • могут лучше следовать инструкциям;
    • могут инициировать контакт.
  • Менее агрессивное поведение:
    • они становятся менее агрессивными по отношению к окружающим и к самим себе;
    • меньше наносят себе ранений и показывают менее повторяющееся поведение.
  • Улучшается визуальный контакт:
    • они могут смотреть Вам в глаза и охотно осмысливать, что Вы им говорите;
    • могут обращать больше внимания на то, что они видят.

Снижение гиперчувствительности

Когда стоит проблема гиперчувствительности к звукам, то она корректируется в первую очередь. Когда мы справляемся с этой проблемой, тогда мы можем помочь им начать слушать лучше. Это также улучшает сенсорную интеграцию. Оба этих элемента, навыки слушания и сенсорная интеграция, являются строительным материалом для развития их коммуникативных навыков.Аутисты часто испытывают невыносимую боль, потому что имеют сложную чувствительность.

Как ведут себя аутисты с гиперчувствительностью:

  • закрывают уши руками - чтобы защитить себя от входящего звука;
  • наблюдаются вспышки гневных реакций — из-за необходимости иметь дело с постоянно входящими звуками;
  • частое повторение одних и тех же слов, фраз, предложений — скорее всего, как способ собственного успокоения или стабилизации.

Итак, почему они настолько чувствительно к звукам? Ответ на данный вопрос лежит в том, как мы слушаем. Наша кожа и наши кости являются хорошими звуковыми проводниками. Все наше тело отвечает звукам. Тем не менее, в отличие от многих людей, многие аутисты слушают предпочтительно всем своим телом. Звуки, полученные телом не проходя фильтрацию напрямую, отправляются в мозг. Это значит, что неуместный фоновый шум не отфильтровывается. Итак, аутисты постоянно находятся под атакой звуков. Когда люди, в первую очередь слышат ушами, звук фильтруется и уменьшает свою силу. Также отфильтровывается фоновый шум, т.е. они способны настроиться на то, что действительно важно для них. Аутисты с гиперчувствительностью не способны не обращать внимания на фоновый шум и настраиваться на то, что им нужно. Они слишком много слышат своим телом, они слышат слишком много костно-проводящм путем. Проблема заключается в том, что у них отсутствует механизм избирательного отсева сенсорной информации, которая поступает через тело.

Т.о. первоочередная задача — десенсибилизация костно-проводящего пути. Уши должны стать главным входом для звуков, а костно-проводящий путь станет вторым входом. Таким образом, звуки будут обрабатываться правильно. Это достигается при помощи системы электронных переключений, через специальные наушники, в которые вставлен вибратор. Через вибратор человек слышит своим скелетом — телом, и в то же время звук идет обычным — воздушным путем, через уши. Через определенное время человек привыкнет к слушанию первоначально через уши. Когда начинают переобучение, звук посылается по костно-проводящему пути за несколько миллисекунд до того, как пойдет по воздушному пути. Через определенный срок этот разрыв между подачей звука на скелет и на уши уменьшается, заставляя мозг самому регулировать костное проведение. И через некоторое время слушание будет настроено в первую очередь через уши. Десенсибилизация костного проведения уменьшает гиперчувствительность к звукам.

Изменение речи

Способность слушать и контролировать себя — это основа речи. Как не парадоксально, это ухо контролирует речь и все ее параметры: громкость, поток, артикуляцию и т.д. Когда мы говорим, мы бессознательно следим за речью через самоконтроль. Это значит, что мы способны концентрироваться на входящих извне звуках, а также на звуках, идущих изнутри (внутренний голос). Aутисты отключают их, не обращают на них внимания, чтобы защитить себя. Но они также отключают то, что идет изнутри, возможно по тем же самым причинам. Они также отключены от внешнего мира, как и от самих себя. Поэтому коммуникация становится очень трудной..

Программа «Томатис» помогает аутистам развить способность слушать и контролировать себя, чтобы побудить желание коммуницировать. В данном случае вокальные упражнения — это ключ в достижении этой цели. Детей просят говорить в микрофон. Через обратную связь они сразу принимают собственный голос, поступающий на правое ухо. Голос возвращается не только в уши, но и на скелет, благодаря вибратору, встроенному в наушники. В том случае, когда речь идет о глубоком аутизме, и у ребенка нет речи, мы все равно предлагаем упражнения с микрофоном, стараясь получить его лепет или любые издаваемые им звуки. Вокальные упражнения всегда становятся испытанием для аутистов, особенно вначале. Возможно, до этого момента они не соединяли себя с собственным голосом, т.к. это требует сознания самого себя и собственного тела, что является слабой стороной у аутистов. Костные вибрации являются ключом к восприятию собственного тела, основе собственного развития. Это дает им возможность «чувствовать» свое тело. Аутисты должны научиться, как использовать собственное тело в качестве инструмента, чтобы инициировать речь. Проводимые вокальные упражнения дают им возможность «почувствовать» свое тело, развить способность воспроизвести звук, а это в свою очередь может привести к речи. Ясно, что снижение гиперчувствительности и регулирование сенсорной интеграции позволяют выйти аутистам из своей защитной «раковины» и являются основными этапами на пути соединения аутиста со своей семьей и своим окружением. Несмотря на то, что Программа «Томатис» в первую очередь сосредотачивается на процессе слушания и вокальных упражнениях, но одновременно идет развитие и в других направлениях.