Tomatis-Moscow

Метод «Томатис»

Метод «Томатис» >
Исследования и статистика

Официальные исследования и результаты

Ссылка на официальный источник:
http://www.tomatis.com/en/methode-tomatis/recherche-et-resultats/psychological-disorders.html.

Мета-анализ доктора Т. Гилмора

Доктор Тим Гилмор провел мета-анализ (1999 год) среди детей, имеющих проблемы с обучением и коммуникацией. Исследования проводились в 5 группах, где участвовал 231 ребенок. В мета-анализ вошли:

  1. Двухгодичные наблюдения за группой из 102 человек и подростков из Томатис центра в Торонто д-ра Т. Гилмора;
  2. Годичное наблюдение за группой из 25 человек в возрасте от 9 до 14 лет в Университете Уиндзор в Онтарио д-ра Байрона Рука;
  3. Девятимесячные наблюдения за группой из 26 человек с задержкой речевого развития дошкольного возраста д-ра Б. Вилсона в Научном Медицинском Университете в Онтарио;
  4. Наблюдения в развитии группы детей из 32 человек в возрасте 8—12 лет, занимающихся ниже своих способностей д-ра Дж. Кершнера в Институте Образования в Онтарио;
  5. Двухгодичные наблюдения группы 46 мальчиков с грубой формой дислексии в возрасте 10—15 лет г-на П. Мулда, коррекционного педагога из Ист Суссекс.

Положительные изменения были замечены у каждой из 5 групп, в следующих областях: лингвистической, психомоторной, индивидуальной и социальной адаптацией, когнитивной и слуховой.

Ссылка на официальный источник:
http://www.lotuslistening.com/resources/gilmore-study.pdf.

Исследования де Бруто (1983 год)

Исследования проводились с детьми в возрасте от 4 до 14 лет с задержкой развития. Тридцать участников были разделены на 3 группы.

Первая группа получала слуховую стимуляцию по методу «Томатис» и сенсорно-моторную программу. Вторая группа проходила музыкальные занятия без эффекта «Томатис» и также сенсорно-моторную программу. Третья группа ничего не получала.

Результаты показали, что в Группе I и группе II умственное развитие детей выросло, причем в Группе I, где дети получали стимуляцию по методу «Томатис», результаты оказались значительно выше. В группе III результаты не изменились.

Исследования в Детской Психиатрической клинике Штромстад, Швеция (2002—2007 годы)

Исследования проводились с детьми и подростками, пациентами клиники. Психолог, консультант метода «Томатис» Ула Штаф обратила внимание, что все больше и больше детей имеют значительные проблемы с обучением, испытывают состояние тревоги и гиперактивности. Многим детям поставлен диагноз СДВГ. Первая часть исследования проводилась в 2000—2002 году. 26 детей с гиперактивностью и проблемами концентрации внимания проходили занятия по методу «Томатис». Результаты исследования по окончании занятий показали, что семи учащимся больше не требовался помощник в школе, т.к. теперь они могли самостоятельно контролировать ситуацию в классе. У них также повысилась мотивация к обучению, и они улучшили свои академические результаты. Часть вторая, по результатам опроса родителей, выяснилось, что после занятий у детей улучшилась концентрация внимания, и навыки коммуникации с родителями и сверстниками. Также улучшилось их поведение и социальные навыки.

Дальнейший анализ результатов Первой части показал, что у 25% учащихся внимание, моторные навыки, языковые навыки — обороты речи, поведение, социальные навыки и динамизм имели статистически значимые показатели. Повторный опрос в 2004—2006 гг. был использован с целью проверки результатов по истечении 3—4 лет. У 32% были отмечены все предыдущие положительные изменения.

Центральное нарушение обработки слуховой информации (Auditory Processing Disorder)

Это нарушение никак не связано со снижением или потерей слуха, но вызывает сложность с обработкой звука, значений или вербальной коммуникации. Дебора Свейн проводила исследования с группой из 41 человека, выбранных наугад. Все прошли курс по программе «Томатис». До занятий и после всем было проведено специальное исследование на правильное слуховое восприятие. (Test of Auditory Perceptual Skills), а с детьми также проводилось специальное тестирование на владение рецептивной речью (ТТС). Результаты исследования показали, что метод «Томатис» значительно улучшил слуховую память, слуховую последовательность, слуховую дискриминацию, слуховую когезию и снижение латентного слухового периода. (Солье, 2005 год).

Ссылка на официальный источник:
http://www.thelisteningcenter.net/research.php.

Применение метода «Томатис» в работе с детьми с Аутизмом

Данные наблюдений в ЮАР: 6 детей, мальчиков, в возрасте от 4 до 11 лет с тяжелой формой аутизма, проходили занятия по методу «Томатис» с целью коррекции поведенческих расстройств, вызванных течением болезни. 3 из 6 мальчиков продемонстрировали позитивные изменения поведения к концу курса. Один из детей больше не оценивался, как ребенок страдающий аутизмом, два мальчика продемонстрировали значительное смягчение аутичных симптомов, в то время как 3 ребенка оставались в тяжелом состоянии. 5 из 6 детей показали значительные изменения в пред-речевых областях, согласно Оценочной шкале аутизма (САRS). Также увеличились скорость интеграции слуховой информации, невербальная коммуникация, эмоциональное состояние и динамизм.

Ссылка на официальный источник:
http://links2learning.typepad.com/files/research-study-ot-international-pdd-nos.pdf.

Нейсмит Рой, Джоан М., ЮАР

Другое проведенное исследование в Америке выявило значительные улучшения в состоянии у 100 детей с диагнозом аутизм, в возрасте от 3 лет до 21 года, которые получали базовый курс 60 часов прослушивания. Все 100 детей продемонстрировали, что метод «Томатис» стал подобающим вмешательством для поддержания положительных изменений. Родителям детей была предложения анкета, где им необходимо было оценить состояние ребенка до и после проведения курса по 102 пунктам в 12 областях. Изменение было отмечено в каждой области: 87% показали изменения в личном развитии, 85% в слуховом восприятии и речи, 81% в обучении, 80% в увеличении концентрации внимания, 79% в поведении, 69% в личном росте и самовыражении, 66% в развитии моторных навыков, спортивных достижениях, 63% в вокальных и музыкальных навыках, у 49% развилось воображение.

По мнению Дорин Дэвис, дети, страдающие аутизмом нуждаются в гораздо большем количестве сессий, выходящими за рамки 60 прослушанных часов. Т.о., изменения после проведения курса являются лишь началом изменений для данной группы детей. Дополнительные сессии программы «Томатис» были также предложены (Дэвис-Калугин, 2005 год, Дэвис центр, Нью Джерси).

Ссылка на официальный источник:
http://www.thedaviscenter.com/uploads/7/9/1/5/7915458/38_tomatis_ai_pre-post-iarctc_5-05_5-08.pdf.

Центр «Томатис-Москва» (2009—2010 года)

Двадцать детей с аутизмом в возрасте от 4 до 17 лет, из них пятнадцать мальчиков и пять девочек, посещали аудио-вокальные занятия в центре «Томатис» в Москве, для смягчения тяжести состояния. Все дети закончили основную предложенную им программу по индивидуальному плану, но родители 6 детей проявили желание продолжать поддерживающие курсы.

80% обследуемых детей показали позитивные изменения в поведении уже после двадцати часов прослушивания, четыре после тридцати шести часов прослушивания.

Дети, у которых наблюдалось агрессивное поведение стали меньше проявлять агрессию по отношению к себе и окружающим, снизились повторяющееся поведение, раздражительность, неуверенность в себе, стали легче реагировать на изменения окружающей обстановки.

У девяти детей, имеющих нарушения сна, нормализовался сон. Три ребенка перестали испытывать навязчивые страхи.

Улучшилось состояние психо-эмоциональной сферы. 85% обследуемых детей, в разной степени стали распознавать эмоции, появилась способность сопереживать, а также правильно выражать свои эмоции.

У всех детей с разной степенью тяжести улучшилось слуховое восприятие, звуковой анализ, скорость интеграции информации, было отмечено увеличение концентрации внимания, снизилось время на освоение того или иного навыка, увеличилось полезное время проведения занятий.

Восемь детей с гиперчувствительностью к звукам, перестали испытывать дискомфорт и закрывать уши.

У семи детей, ранее отвергающих тактильный контакт, возникло желание взаимодействовать с другими. Они стали проявлять больше нежности и любви, появилось желание объятий.

У одиннадцати детей, имеющих проблемы с восприятием пищи, расширился вкусовой диапазон, улучшилось восприятие еды, добавились новые продукты.

У всех детей из обследуемой группы отметились положительные изменения в социальных навыках. Они начали инициировать визуальный контакт, более точно выполнять инструкции, не сопровождающиеся указанием, меньше использовать для инициации контакта неречевые звуки (частое дыхание, пощелкивание языком и т.п.) Стали обращать внимание на других детей, с удовольствием наблюдать за действиями других детей, появилось желание контактировать.

Улучшилось представление о самом себе. Семь детей с отсутствием речи начали больше вокализировать, появились новые звуки, интонации.

У остальных 13 детей группы с разными речевыми навыками улучшилась грамматическая структура предложений, расширился словарный запас, появились вопросительные интонации, они стали чаще использовать личное местоимение «Я».

Изменилось качество голоса, ушла монотонность. Улучшилась речевая память, стали легче запоминать стихи.

У 90% детей отметились улучшения моторных навыков. Улучшилась мелкая моторика у пяти из одиннадцати детей. У семи улучшились координация, владение телом, изменилась осанка. У десяти улучшились пространственные ощущения. У всех обследуемых улучшилось чувство ритма.

Светлана Каширина, Москва

Проект «Винни-Пух» — Колумбия — Хельга Лопес Васкес

Исследование проводилось с целью узнать, какой эффект оказывает метод «Томатис» на развитие детей младшего возраста. Исследование проводилось 4 года в детском саду в пяти группах по 12 детей в возрасте 3 лет. До начала проведения занятий у детей отмечались две основные проблемы: задержка физического развития и плохое внимание. После введения курса «Томатис» дети стали внимательнее, сосредоточеннее на занятиях, стали лучше слушать педагогов и выполнять задания, увереннее в себе, стали легко танцевать, слушать музыку, следовать ритму более осведомленные и легко вовлекались в групповые занятия. (Лопес Васкес, Колумбия).

Исследование в школе Сильвия Лозано, Богота, Колумбия (2006 год)

Исследования проводились с детьми 5—6 лет, в разной степени результаты показали улучшения в коммуникативных, языковых, когнитивных навыках и эмоциональной сфере.

78 детей прошли тестирования до и после занятий по методу «Томатис». Дети были поделены на 3 группы по 26 человек. Занятия проводились в 3 цикла по 20 часов прослушивания каждый с паузами.

Группа I получала занятия по методу «Томатис», Группа II получала музыкальную стимуляцию без «Электроннного Уха» (эффекта «Томатис»), Группа III не получала никакой слуховой стимуляции. Все три группы одновременно занимались ручным детским творчеством, согласно возрасту. Группы I и II находились вместе в классной комнате, в то время как Группа III была в библиотеке. У участников Группы I значительно улучшилось слуховое восприятие и внимание. Эта группа показала значительные улучшения в коммуникативной, языковой и когнитивной сферах. Улучшилась социальная адаптация, взаимодействие в коллективе, словарный запас, письмо. Группа II улучшила результаты лишь в произношении и социальной адаптации в школе. Группа III улучшила результаты в понимании (но стоит также заметить, что в данной группе было больше девочек, а также родители детей имели более высокий образовательный уровень).

Ссылка на официальный источник:
http://www.tomatiscolombia.com/ftp/newsletter_colombian_research_2006[1].pdf.

Исследования с беременными женщинами

Исследования проводились в госпитале Фош де Сен д-ром Пене и мадам Тжордман. Группа из 245 женщин проходили традиционную программу подготовки к родам. Вторая группа из 683 женщин проходила материнскую программу, состоящую из упражнений на дыхание, релаксацию и родильный бассейн. Остальная группа из 223 женщин проходила дополнительно к одной из двух программу по методу «Томатис». В результате, были получены следующие результаты:

  • Уменьшение рабочего времени на занятиях в группе, где женщины проходили подготовку по программе «Томатис»;
  • Улучшилась динамика развития плода у женщин, получающих «Томатис»;
  • Дети, родившиеся у женщин в группе, получающих «Томатис» имели более высокий гестационный вес;
  • Бал по шкале Апгра был выше у детей, чьи мамы слушали программу «Томатис»;
  • Было отмечено, что снизилось число случаев инструментального вмешательства.